Оказанные услуги: Защита от кредиторов
ООО «Кёнигтау» - компания, оказывающая полиграфические услуги, ответчик, клиент
ООО «Аверс» - компания-поставщик полиграфического оборудования, истец
ООО «Аверс» требовало взыскать с ООО «Кёнигтау» неустойку за задержку в исполнении обязательств по договору в размере около 220 тыс. рублей, что, с учетом сложившейся ситуации, могло привести к краху бизнеса клиента.
В январе 2020 года, ООО «Кёнигтау» приобрело у ООО «Аверс» полиграфическое оборудование стоимостью 750 тыс. рублей. Начавшаяся пандемия коронавируса и принятые в связи с ней ограничительные меры сильно ударили по бизнесу ООО «Кёнигтау». Партнеры договорились об отсрочке исполнения договора с обеих сторон: поставщик согласился «придержать» оборудование у себя до тех пор, как ситуация у покупателя стабилизируется. Однако в определенный момент между контрагентами произошел конфликт. Поставщик передумал ждать и обратился в арбитражный суд за взысканием неустойки.
С юридической точки зрения истец был прав – покупатель действительно задержал оплату относительно указанного в договора срока, а устные договоренности между контрагентами не были зафиксированы. Перед юристами «Солнцев и партнёры» была поставлена задача найти максимум формальных нарушений со стороны продавца, чтобы попытаться убедить суд отклонить иск, и обосновать несоразмерность затребованной неустойки – на тот случай, если требования все же будут рассмотрены.
Во-первых, юристы ссылались на нарушение продавцом порядка досудебного разрешения конфликтов: официальную претензию ООО «Аверс» направило по месту регистрации ответчика, тогда как в договоре был указан другой адрес.
Во-вторых, в соответствии с устной договоренностью, покупатель и продавец изменили не только срок оплаты, но и срок поставки оборудования. А это означало, что и поставщик задержал поставку сроком на 161 день. К тому же ООО «Аверс» обратилось в суд за неустойкой не сразу, а только в мае 2021 года. Если продавец был готов ждать так долго, значит, деньги ему не были нужны срочно, то есть последствия от задержки платежа для ее бизнеса не были значительными.
В-третьих, реально просроченными с точки зрения изначально согласованного графика платежей оказались лишь два транша на общую сумму 110 тыс. рублей. Однако неустойка, которую потребовал продавец, оказалась вдвое выше – почти 220 тысяч. Продавец рассчитывал сумму компенсации, исходя из ставки в 365% годовых – процент, чрезмерный даже для займа в микрофинансовой организации. Юристы ответчика попросили снизить неадекватную ставку в 10 раз – до 0,1% в день. Таким образом сумма неустойки снижалась бы тоже десятикратно – с почти 220 тыс. до 22 тыс. рублей.
Арбитражный суд Калининградской области признал часть аргументов ответчика обоснованными. Он согласился, что размер неустойки является чрезмерно высоким и несоразмерным нарушению обязательств. Суд снизил размер неустойки до 24,5 тыс. рублей, из которых 2,7 тыс. были процентами за пользование чужими денежными средствами.
Десятикратное снижение суммы неустойки, что в обстоятельствах клиента было равноценно спасению его бизнеса от банкротства.
Для настройки форм, перейдите в режим правки и кликните на "Изменить область"